Как компания по разработке солнечных электростанций извлекает пользу из облаков
Дмитрий, чем занимается ваша компания?
Мы разрабатываем солнечные электростанции, делаем технико-техническое обоснование, проектируем и контролируем исполнение: поставки оборудования, как и откуда идёт, насколько качественно, ведем авторский надзор за исполнением. У нас клиенты по всему миру: сейчас больше работаем с Казахстаном, Украиной, на Ближнем Востоке и с частными российскими инвесторами.
В разработке 10 проектов с суммарной мощностью одной электростанции в 120 МВт. Это крупный объём, хотя есть и те, кто строит больше, поэтому это средний вариант. Наше основное отличие — мы не делаем станции под ключ, поэтому нет маржи на оборудование, услуги и так далее. Наши станции дешевле, по сравнению с теми же у немцев.
Какие сервисы используете в работе и для каких целей?
Прежде всего, виртуальную АТС Телфин.Офис. У нас только телефонные аппараты, остальное в облаке: приём, распределение звонков, отслеживание что и откуда, запись разговоров, чтобы анализировать кто и что сказал, правильно или нет.
Использовали YouMagic. Всё было очень-очень плохо: связь, интерфейс, всё падало и было дорого. Потом пробовали Sipuni, там можно быстро настроить порядок распределения обращений, гибкий интерфейс, подкупала быстрая настройка звонков. Сервис хороший, но связь не очень. Перешли на Телфин.
В качестве CRM — Мегаплан. Он показал себя лучше всех, легче и удобнее. Приходит сделка, оформляем её и ведём там. Это могут быть обращения, переговоры, или иногда заявки от старых клиентов.
Проекты проще вести в Basecamp. Он нужен для длинных проектов, с циклами до полугода, когда идёт разработка, проектирование. И он приятнее в работе. Пользовались ещё Asana, но Basecamp показался лучше. Его особенность — не очень комфортная цена, по сравнению с другими сервисами, но поскольку основной наш продукт интеллектуальный и затраты небольшие, то BaseCamp устраивает.
Tilda Publishing используем как конструктор сайтов. Очень приятный. У него есть куча интеграций с другими сервисами. Были сайты на WordPress, 1С-Битрикс, и просто на своих движках, после экспериментов пришли к Тильде, потому что проще редактировать, тестировать разные версии — заголовки, рынки. Есть отдельные страницы для Казахстана, Хорватии и других рынков.
Ещё есть удобный сервис Typeform, для заполнения и отправки форм.
Используем сервис бухгалтерии, Эльба, для сдачи отчётности. Одно время была Кнопка. Но это не облачный сервис, а команда людей, которые обслуживают бизнес — бухгалтер, юрист, ассистент. С Кнопки перешли на Эльбу. Раньше были поставки оборудования, продажи, закупки, отгрузки, но от этого направления мы отказались. Теперь нет столько операций, сейчас больше разработки. Это процесс длинный, поэтому Кнопка отпала. И они работают только с российским законодательством, а нам нужно больше.
Работаем с банком Точка. Отличный банк. Мы начали работать с этой командой еще когда они были Банк24.Ру, но потом у них отозвали лицензию. Они восстановились под брендом Точка. С тех пор всё отлично, здесь ясно всё: операции, консультации по импорту, экспорту услуг. Классные, быстрые ребята.
Для отправки почты у нас виртуальный сервер на хостинге Beget. У нас там и хостинг, и почта в домене. Пробовали и Gmail для домена, Яндекс.Почта, Hotmail, но не пошло, не удобно.
Для хранения файлов используем Dropbox. Удобен интерфейсом и тем, что файлы можно загружать со всех устройств. Дорого, конечно, но удобнее. Яндекс.Диск и Google Диск — барахло.
Для заметок пользовался Notes, это программа на Mac и iOS. Но сейчас вся основная часть в Basecamp или Мегаплане.
Учёт времени не ведём. Нам платят не за время, а за результат, поэтому смысла в учёте нет.
Пробовали другие CRM, кроме Мегаплана?
Битрикс24 очень сложный, слишком много функций, и принцип ленты неудобный, всё теряется. amoCRM больше для быстрых сделок, длинные вести неудобно. Тестировали и другие извращенские российские системы, все эти OnlyOffice — это вообще ужас. Может, для каких-то целей и отличные, для наших — нет.
Пользуетесь мессенджером в коллективе?
Основной — Skype. Переписку с клиентами ведём по почте, по отдельным пунктам — в каждом проекте в Basecamp. И думаем над подключением в Basecamp улучшенного аккаунта, чтобы включать в проект клиента для доступа к просмотру изменений, прогресса и комментирования. Но пока ещё не понял как это работает. Страшно выдавать лишнюю информацию.
Интегрировали сервисы между собой?
Сейчас нет. Как-то была связка телефонии и Мегаплана. Но не особенно удобно. Сервисы интегрированы в основном через Тильду. К ней подключены счётчики Яндекс.Метрика и Google Analytics. И Typeform. Раньше был ещё консультант Чатра. И Dropbox связан с почтой: бросаю файл в письмо, и адресату отправляется ссылка.
От консультантов отказались?
Да. У нас не поставка ёлок, не продажа книг и не автосервис. Нет такого, когда человек зашёл, посмотрел сайт, переговорил, и сделка пошла. У нас длинный процесс общения с клиентом и объемные вопросы. Как-то так вышло, что в консультант писали нецелевые клиенты. Писали и глупости, отнимали много времени на общение. Если человек понимает, что спрашивает глупости, то не будет звонить и писать письма, а в консультант — да, пожалуйста. Были и адекватные люди, но это часто сразу переходило на почту или телефон.
Вы довольны всеми сервисами, не хотите поменять хотя бы один из них?
CRM хотел бы другую. Ведём переговоры с компанией Get8, которая создает интеграции с amoCRM. Они убеждают, что могут настроить amoCRM под наш бизнес: удобно будет вести длинные сделки, всё обсуждать. Может быть. Если удастся, то интегрируем заявки с сайта, телефонию и Typeform.
Работаете с сервисами только в браузере или через приложения?
Все сервисы в основном в браузере, кроме Basecamp. Но даже у этого сервиса приложение представляет собой мини-браузер. Поэтому можно считать, что всё в браузере.
Облака применяете только в работе или для всех дел?
Для всех дел. К примеру, Dropbox, Телфин. Одно время Asana пользовался для личных записей. Можно писать заметки с компьютера, а потом открывать с телефона. Классный сервис, стоит дешево, но не пошёл.
Пользуетесь Telegram, ботами?
Пользуюсь только сам. Получаю новости, общаюсь с техподдержкой иногда — Эльбой, банком. Ботами не пользуюсь.
Сколько человек из компании работают в облаках?
По-разному. Допустим, те, кто работают с проектами, то используют Basecamp, а к CRM могут не прикасаться. С той же Эльбой работаю только я. С Мегапланом работают 5 человек. Хотя активно только трое.
Какие ещё сферы вы бы автоматизировали в работе?
Было бы классно найти сервис для обналички денег. Пишешь сумму и через день тебе вручают.Шутка! Это шутка! Мы работаем по-белому. И всем советую.
Сейчас много сервисов. Рабочие связки уже есть, а менять сложно, если людей много. Представь, у тебя 10 человек, они отработали год в Basecamp, всё отлажено, сотрудники привыкли, изучили, и ты вдруг говоришь:
Через год ещё что-то новое. Это сложно. Надо приходить к чему-то одному.
Есть какие-то особенные лайфхаки при работе с облаками?
Для работы с телефонией не обязательно иметь аппараты. Можно пользоваться приложением на телефоне. В Телфине есть две версии для тех, кто не сидит в офисе:
- Заказать SIM-карту, чтобы звонки шли на этот номер.
- Установить софтину, на Android и iOS без платы за трубки, SIM-карты.
Замечаю, что у многих в Эльбе сложности со сдачей отчётности и некоторыми функциями. У сервиса есть помощь. В случае чего, специалисты отвечают.
Мне кажется, в России сейчас нет банка, который работал хотя бы близко к Точке, по качеству обслуживанию, по скорости операций, в плане интерфейса. У них классный интернет-банк. Мобильный банк обновили, это пушка. Переводы быстрые, всё удобно оплачивать. Пользовался Альфа-Банк, Тинькофф Банк, Сбербанком, партнёры пользовались тоже, даже Модульбанк. Но Точка лучше всех. Да, она стоит относительно дорого, но сервис окупает себя. Это лучшее, что есть сегодня из банков для бизнеса.
У меня все знакомые постепенно открывают бизнес. Всем рекомендую Точку. А те, кто открывают второй или третий бизнес, уже точно на Точке.
Далеко не все компании переходят в облака. Как думаете, это влияет на их скорость работы?
На скорость и на затраты. Не знаю, что движет компаниями, которые используют собственный почтовый сервер, кроме объёма. Ладно, когда у тебя тысячи пользователей, сервер, дубль сервера, администратор. Когда человек 20 или даже 100, то смысла в сервере нет. Если упадёт, то нужно 2-3 дня на восстановление. Что-то подтормаживает, не ходит. Это ужас.
Бухгалтер — то же самое. Если в команде 5 человек, включая своего бухгалтера —в штате или приходящего, то какой смысл? Ту же отчётность может сдать директор, уделив этому 10 минут в месяц. Всё будет точно и чётко. Тем более, бухгалтер вечно трясёт контрагентов, что-то хочет, требует, то акты сверки. Смысла нет, если это всё проходит через данные банков. Расчеты по налогам делаются автоматически.
Знаете ли такие компании, где всё автоматизировано с помощью облаков?
Думаю, нет. Бизнес такая штука, в которую нельзя просто впульнуть новый сервис и смотреть что будет. Надо тестировать. Если я вижу новый сервис, который принесёт выгоду, удобство, то тестирую сам некоторое время. потом включаю близких, смотрим насколько удобно. Если всё нормально, то внедряем дальше, включаем всех.
Были и такие случаи: когда включили всех, увидели, что не то.
Что посоветуете начинающим коллегам по бизнесу?
Пока бизнес в стадии идеи, сложно понять будет она работать или нет. Если со второго и третьего раза не получается, то нужно менять что-то и дальше пробовать. Можно выйти на неожиданные вещи — интеллектуальный труд приносит больше прибыли, чем крупные поставки оборудования.
1 комментарий
Точка да, крутой банк делают
Добавить комментарий