Как наладить онлайн-учебу и что для этого нужно

Нельзя сказать, что онлайн-обучение, получившее широкое распространение на фоне пандемии, стало для российского образования чем-то совершенно новым. По данным исследования Высшей школы экономики, ещё до перевода школьников и студентов на «дистанционку» по требованию государства, образовательные онлайн-платформы использовали около 64% учителей. Однако обычно эти инструменты применялись время от времени и достаточно бессистемно. Поэтому в целом и преподаватели и учащиеся столкнулись с целым рядом проблем, в том числе — с выбором оптимальных технических решений.
Как наладить онлайн-учебу и что для этого нужно

Материал подготовлен специалистами Р7-Офис. Фото: из архива Р7-Офис

Вспомогательный онлайн

В «допандемийный» период дистанционным технологиям в российском образовании отводилась в первую очередь роль «костыля». Передовые преподаватели направляли учеников на онлайн-платформы для освоения дополнительных материалов. Как показывает исследование ВШЭ, 34% школьных учителей время от времени обращались к платформе «Учи.ру», 18% - к «Российской электронной школе», по 15% использовали сервисы InternetUrok и «Яндекс.Учебник».

Любопытно, что в высшем образовании эти технологии до пандемии распространялись медленнее, чем в школьном. В аналитическом докладе минобрнауки, посвящённом переходу вузов на дистанционное обучение, сообщалось, что в 2019 году 60% вузовских преподавателей проводили онлайн-занятия редко или не делали этого никогда.

Если же они применяли инструменты онлайн-обучения, то зачастую прибегали к курсам, размещённым на MOOC-платформах (от Massive Open Online Courses). В первую пятёрку по трафику в России среди таких образовательных порталов входят Coursera, EdX, «Универсариум» и «Лекториум». Роль онлайн-курсов в высшем образовании тоже была вспомогательной: чтобы их использование было результативным, студенты нуждались в постоянной поддержке со стороны преподавателя. В противном случае доля слушателей, успешно завершивших тот или иной MOOC, была невелика. По данным Гарварда, его бесплатные курсы прошли до конца около 6% слушателей (22% тех, кто изначально ставил перед собой цель получить соответствующий сертификат), Cousera сообщала о 10% выпускников.

Дело техники

Пандемия выбора не оставила: онлайн в образовании активно распространялся по всему миру. Уже к 23 марта в дистанционном режиме работали более 80% российских вузов. По данным минобрнауки, около 20% представителей профессорско-преподавательского состава потребовалась помощь в настройке необходимой для ведения онлайн-занятий техники и программного обеспечения.

Ноутбук, который можно применить в учёбе

Не было необходимых девайсов у 19% вузовских преподавателей и только у 10% студентов, показывает исследование минобрнауки. По большому счету, требования к компьютерам (обойтись мобильными устройствами в этом случае вряд ли получится) для дистанционного обучения не слишком высоки. Лучше всего в этом качестве использовать ноутбук. Во-первых, в нем уже встроены видеокамера и микрофон — необходимые для онлайн-обучения вещи. Во-вторых, ноутбук обеспечивает мобильность: его можно взять с собой в вуз, например, на лабораторную работу, которую нельзя провести в режиме онлайн.

Оптимальным вариантом будет лэптоп с диагональю экрана не менее 15,6 дюйма, разрешением 1920х1080 и выше, ёмкостью аккумулятора от 50 Вт/ч, процессором с тактовой частотой 2,4-2,7 ГГц, ОЗУ не менее 4 ГБ. В качестве накопителя лучше выбрать SSD — это обеспечит более высокую скорость доступа к данным. Если учёба — основное назначение компьютера, то в среднем хватит диска объёмом 250 ГБ.

Подходящие модели есть у всех известных производителей: Dell, HP, Acer, Lenovo и т. д., их цена в онлайн-магазинах начинается от 38 тыс. рублей.

Вопрос интернет-доступа в контексте онлайн-обучения встаёт достаточно редко, если не брать в расчёт экстремальные случаи в удалённых регионах, где ради интернета приходится забираться на деревья. Обычно хватает 1,5-2 Мбит/с — такие скорости обеспечивает даже мобильное подключение.

Комфортная среда

Куда сложнее, чем оборудование, бывает выбрать подходящий для онлайн-обучения софт. Вариантов на самом деле достаточно много, причём часть из них — бесплатные. В начале пандемии вузы стали одним из самых активных пользователей сервиса Zoom. На практике для высшего образования это платная платформа: групповая конференция на ней может длиться не более 40 минут, что мало для полноценного занятия. Цена использования Zoom в платных версиях - 14,99-19,99 $ за лицензию в месяц.

Правда, в какой-то момент увлечение этой платформой сыграло с некоторыми вузами дурную шутку. Например, в апреле ВШЭ сообщила о введённых Zoom в отношении российских госструктур ограничений и о том, что прекращает использовать этот сервис, переходя на платформы Webinar и Microsoft Teams. Студентам и сотрудникам пришлось спешно перестраиваться.

На фоне этих событий Госдума призвала вузы вообще переходить на отечественные решения, например, «Сферум», который уже используется в школах, и «Яндекс.Телемост». Практически сразу после этого минцифры РФ и МГТУ им. Баумана заявили о старте пилотного проекта по полному переводу «Бауманки» на российский софт и планах распространения этой практики на все российские вузы.

Пока коллеги не спешат следовать примеру МГТУ. Например, МГУ, СпбГУ, Оренбургский государственный и Южный федеральный университеты, а также многие другие вузы, включая Финансовую академию при правительстве РФ, используют MS Teams. Школьные учителя, сами школьники и их родители достаточно успешно обходятся WhatsApp'ом.

Стоит отметить, что перечисленные платформы в большинстве своём имеют недостаточный для полноценного обеспечения дистанционного учебного процесса функционал. Они обеспечивают в основном возможности для общения, которое в обучении играет ключевую, но не единственную роль. При их использовании преподаватели и обучающиеся сталкиваются с «лоскутным одеялом» софта из систем видеоконференцсвязи, текстовых процессоров, редакторов электронных таблиц и изображений и т. д. Ведёт это сплошь и рядом к проблеме использования разных форматов файлов, несовместимости разных версий одних и тех же приложений и т. п. Поэтому стандартизация технических решений в онлайн-образовании лишней не будет.

По коммерческим принципам

Специализированные платформы для ведения онлайн-курсов, в том числе, в рамках основных образовательных программ, существуют. ВШЭ, например, использует «гугловскую» систему GSuite for Education, которая включает в себя привычные редакторы текстов, электронных таблиц и опросов (Docs, Sheets, Forms), обеспечивающие, в том числе, возможность совместной работы с файлами, а также доступ к системе Google Classroom. Она позволяет создавать курсы, давать задания, выставлять оценки, добавлять материалы на диск для совместного доступа учащихся и преподавателей, проводить видеовстречи и т. д.

Приложение бесплатное. Среди недостатков системы — отсутствие русскоязычных гайдов.

Есть ещё один момент, на который иногда обращают внимание преподаватели, и который во многом обеспечивает успех MS Teams в высшем образовании. Изначально эта система создавалась как инструмент совместной работы над бизнес-проектами. Проектное обучение, вплоть до защиты диплома в форме стартапа — одна из главных образовательных инноваций последнего времени. Поэтому логично, что распространение этой концепции требует активного использования решений, соответствующих требованиям не столько образования, сколько бизнеса.

MS Teams — хороший продукт именно такого рода. Он входит в состав системы Office 365 — фактически, облачной версии пакета MS Office. Благодаря этому у пользователей есть возможность совместной работы над документами, общения и т. д. Подписка стоит недорого — от 312,5 руб./мес. за базовую версию до 1250 руб./мес. за премиальную.

Неизбежный патриотизм

Впрочем, вряд ли можно ожидать, что вышеупомянутая стандартизация инструментов российского онлайн-образования пройдёт на основе импортных решений. В таких ситуациях государство, как мы знаем, умеет настоять на своём. По оценке компании Softline, к финальному этапу импортозамещения близки не более 10% отечественных учреждений профессионального образования.

Чтобы начать переход на отечественное ПО, вузам в первую очередь необходимо провести аудит софта, который они уже используют, и выбрать решения для замены зарубежных приложений. В некоторых случаях это достаточно сложно. Замене подлежат, в том числе, операционные системы, и понятно, что процесс перехода с Windows на отечественные разработки на базе Linux простым не будет. Однако у других распространённых продуктов, в том числе, Office 365 и MS Teams как его части, есть отечественные аналоги, уже подтвердившие свою работоспособность.

В частности, облачный пакет офисных приложений «Р7-Офис» в настоящее время предоставляется учреждениям образования бесплатно. Это достаточно стандартное решение на основе облачного сервера. В состав пакета входят редакторы текстов, электронных таблиц и презентаций, корпоративная почта, платформа для создания внутренней соцсети, органайзер и т. п.

Для современного образования особенно актуален модуль управления проектами. Он позволяет создавать рабочие группы и распределять роли между их участниками. Применительно к вузу это может быть руководитель — преподаватель, назначающий задачи и сроки их исполнения, студенты, отвечающие каждый за свой участок работы, и наблюдатели, например, другие преподаватели, оценивающие процесс реализации проекта, или студенты, не вовлечённые в него напрямую. Один из важных моментов — возможность устанавливать для задач разные уровни приоритета. При онлайн-обучении грамотное распределение приоритетов — одна из главных проблем для многих студентов.

Обсуждать ход работы её участники могут в комментариях внутри документа, реализованных сходно с аналогичной функцией системы Google Docs, а также в приложении «Р7-Команда», у которого есть версии для веб-браузеров и мобильных платформ iOS и Android. Оно включает в себя чат, голосовые и видеовызовы, а также онлайн-конференции с возможностями, соответствующими функционалу наиболее распространённых систем ВКС: записью, управлением ролями участников, демонстрацией экрана и др.

Упомянутые сервисы

Р7-Офис Комплексное решение для обеспечения рабочих мест необходимыми офисными приложениями.
Комплексное решение для обеспечения рабочих мест необходимыми офисными приложениями.
Microsoft 365 Облачная служба с набором офисных веб-инструментов. В ней доступны электронная почта, документы, контакты, календарь и Office Web Apps (Word, Excel и PowerPoint).
Облачная служба с набором офисных веб-инструментов. В ней доступны электронная почта, документы, контакты, календарь и Office Web Apps (Word, Excel и PowerPoint).
Zoom Сервис для видео и веб-конференций, вебинаров и других онлайн-встреч.
Сервис для видео и веб-конференций, вебинаров и других онлайн-встреч.
Google Workspace Пакет корпоративных сервисов для совместной работы и автоматизации бизнес-процессов от компании Google.
Пакет корпоративных сервисов для совместной работы и автоматизации бизнес-процессов от компании Google.
Посмотреть всё

Больше интересного

Актуальное

LiveTex объединяет мессенджеры и соцсети в бесплатной омникнопке
WiPro и DataRobot обеспечат доступный искусственный интеллект
Gartner: использование инструментов для совместной работы выросло на 44% с 2019 года
Ещё…