Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса: пять рекомендаций
Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса: пять рекомендаций. Фото: из архива компании
Как выбрать программу, чтобы она была доступна по бюджету, функциональность соответствовала потребностям бизнеса, а сотрудники быстро изучили новый инструмент?
В статье рассмотрим пять рекомендаций, которые стоит учитывать малому бизнесу при выборе CRM-системы.
1. Задачи бизнеса и возможности CRM-системы
Определитесь с задачами, которые планируете решать с помощью инструмента автоматизации. Почти у каждой CRM-системы есть базовый набор функций, например, карточка клиента, ведение отчетности, документооборот, а есть дополнительные возможности, за которые придется платить отдельно.
Некоторые разработчики CRM-систем готовы доработать свою программу под конкретный бизнес: настроить отдельные опции, подключить интеграции со сторонними сервисами. За дополнительную плату, конечно.
Вот задачи, которые чаще всего малый бизнес переносит в CRM-систему:
- ведение клиентской базы;
- воронка продаж;
- импорт данных;
- работа со статистикой и отчетностью;
- документооборот;
- интеграция со сторонними ресурсами: соцсети, мессенджеры, телефония, сайт, сервисы рассылок, рекламные кабинеты;
- система планирования и напоминания.
Составьте свой перечень задач, выберите 5-6 подходящих CRM-систем и соотнесите их возможности с потребностями компании. Так вы поймете, какое программное решение окажется для бизнеса более выгодным и наполненным.
2. Отраслевые решения
Одна из тенденций 2024 года в области CRM-систем — акцент на отраслевых программах. Все чаще разрабатываются CRM-системы под конкретную нишу — медицину, недвижимость, транспортную логистику, косметологию, гостиничную и ресторанную индустрии. В таких программах учитывается специфика бизнеса, поэтому все необходимые функции обычно сразу входят в стоимость пакета.
Например, CRM-система «Мегаплан» рассчитана для строительного или производственного бизнеса, «Параплан» — для обучения, beauty-бизнеса, спорта и творчества, а RetailCRM чаще выбирают онлайн- и офлайн-магазины. Если малый бизнес развивается в какой-то конкретной области, обратите внимание на отраслевые CRM-системы, а Битрикс24 и amoCRM изучите во вторую очередь.
3. Тип хранения данных
Решите, как вы хотите хранить инфраструктуру и данные компании — на собственных серверах или сторонних.
Если на своих, то выбирайте коробочные решения. Они безопаснее и надежнее, но дороже по стоимости. Подходят компаниям, сотрудники которых работают в офисе. Обычно коробочные CRM-системы выбирает средний и крупный бизнесы.
Если готовы хранить данные компании на серверах разработчика CRM-системы, обратите внимание на облачные решения. Они выгоднее по бюджету, их проще настроить и установить. Облачная CRM-система доступна из любого места, где есть интернет, и начать пользоваться ей можно прямо из браузера. Однако под конкретные задачи бизнеса ее сложнее настроить. Скорее всего, за индивидуальные разработки придется доплачивать.
4. Простой интерфейс
Выбирайте CRM-систему с интуитивно понятным интерфейсом, особенно если с ней будет работать несколько сотрудников. Чем сложнее инструмент, тем больше времени придется потратить на обучение и адаптацию к новому сервису.
Малому бизнесу выгоднее приобрести CRM-систему, которую можно самостоятельно настроить и сразу приступить к работе в ней, без привлечения разработчиков или IT-специалистов. Важно при этом убедиться в качестве клиентского обслуживания: как быстро представители CRM-системы реагируют на запросы, есть ли база знаний и техническая поддержка, доступно ли составлены разъяснительные инструкции и т.д.
5. Бесплатная версия
Протестируйте разные CRM-системы, чтобы выбрать подходящий вариант. Большинство разработчиков предлагают своим клиентам установить бесплатную версию или воспользоваться пробным периодом.
Бесплатный тариф у CRM-систем сопровождается определенными ограничениями: по функциям, инструментарию, количеству пользователей. Малому бизнесу или начинающим предпринимателям на начальном этапе с несложными бизнес-процессами может быть достаточно такой версии.
Пробные периоды удобны тем, что позволяют пользователю изучить все возможности CRM-системы в полном объеме и понять, стоит ли приобретать платный тариф для дальнейшей работы.
Вместо вывода
Выбирайте CRM-систему под потребности и задачи бизнеса, количество пользователей, которые будут работать с ней, бюджет. Обратите внимание на то, чтобы CRM-систему можно было легко адаптировалась под новые условия в случае роста и развития компании.
Делайте выбор в сторону CRM-систем с мобильными версиями, чтобы управлять сделками и продажами вне зависимости от местоположения сотрудников.
4 комментария
Согласушь полностью, что при выборе систем CRM лучше отдать предпочтение мобильной версии, более удобно.
Благодаря мобильной версии можно работать с любого места, а это экономит время и конечно деньги. Ну и конечно нужно смотреть, чтобы система была надёжная, а работать на ней просто.
Станислав Бобров, мобильность версии - не единственный критерий выбора CRM (это скорее, для быстрого доступа). Советуем обратить внимание и на удобство хранения данных, возможность интеграции с другими популярными IT-решениями, и конечно, адаптивность под сферу бизнеса.
Станислав Бобров, Согласна, что облачная система более удобна из-за возможности доступа из любой точки мира.
Добавить комментарий