Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса: пять рекомендаций

Для эффективной работы с клиентами и систематизации продаж компании используют CRM-системы. Этот инструмент востребован как у крупного бизнеса с уже выстроенными процессами и большой клиентской базой, так и у начинающих предпринимателей. Для последних выбор CRM-системы — тот еще квест.
Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса: пять рекомендаций

Как выбрать CRM-систему для малого бизнеса: пять рекомендаций. Фото: из архива компании

Как выбрать программу, чтобы она была доступна по бюджету, функциональность соответствовала потребностям бизнеса, а сотрудники быстро изучили новый инструмент? 

В статье рассмотрим пять рекомендаций, которые стоит учитывать малому бизнесу при выборе CRM-системы. 

1. Задачи бизнеса и возможности CRM-системы  

Определитесь с задачами, которые планируете решать с помощью инструмента автоматизации. Почти у каждой CRM-системы есть базовый набор функций, например, карточка клиента, ведение отчетности, документооборот, а есть дополнительные возможности, за которые придется платить отдельно.

Некоторые разработчики CRM-систем готовы доработать свою программу под конкретный бизнес: настроить отдельные опции, подключить интеграции со сторонними сервисами. За дополнительную плату, конечно. 

Вот задачи, которые чаще всего малый бизнес переносит в CRM-систему: 

  • ведение клиентской базы; 
  • воронка продаж;
  • импорт данных; 
  • работа со статистикой и отчетностью; 
  • документооборот; 
  • интеграция со сторонними ресурсами: соцсети, мессенджеры, телефония, сайт, сервисы рассылок, рекламные кабинеты; 
  • система планирования и напоминания.  

Составьте свой перечень задач, выберите 5-6 подходящих CRM-систем и соотнесите их возможности с потребностями компании. Так вы поймете, какое программное решение окажется для бизнеса более выгодным и наполненным. 

2. Отраслевые решения

Одна из тенденций 2024 года в области CRM-систем — акцент на отраслевых программах. Все чаще разрабатываются CRM-системы под конкретную нишу — медицину, недвижимость, транспортную логистику, косметологию, гостиничную и ресторанную индустрии. В таких программах учитывается специфика бизнеса, поэтому все необходимые функции обычно сразу входят в стоимость пакета. 

Например, CRM-система «Мегаплан» рассчитана для строительного или производственного бизнеса, «Параплан» — для обучения, beauty-бизнеса, спорта и творчества, а RetailCRM чаще выбирают онлайн- и офлайн-магазины. Если малый бизнес развивается в какой-то конкретной области, обратите внимание на отраслевые CRM-системы, а Битрикс24 и amoCRM изучите во вторую очередь. 

3. Тип хранения данных

Решите, как вы хотите хранить инфраструктуру и данные компании — на собственных серверах или сторонних. 

Если на своих, то выбирайте коробочные решения. Они безопаснее и надежнее, но дороже по стоимости. Подходят компаниям, сотрудники которых работают в офисе. Обычно коробочные CRM-системы выбирает средний и крупный бизнесы. 

Если готовы хранить данные компании на серверах разработчика CRM-системы, обратите внимание на облачные решения. Они выгоднее по бюджету, их проще настроить и установить. Облачная CRM-система доступна из любого места, где есть интернет, и начать пользоваться ей можно прямо из браузера. Однако под конкретные задачи бизнеса ее сложнее настроить. Скорее всего, за индивидуальные разработки придется доплачивать.

4. Простой интерфейс 

Выбирайте CRM-систему с интуитивно понятным интерфейсом, особенно если с ней будет работать несколько сотрудников. Чем сложнее инструмент, тем больше времени придется потратить на обучение и адаптацию к новому сервису. 

Малому бизнесу выгоднее приобрести CRM-систему, которую можно самостоятельно настроить и сразу приступить к работе в ней, без привлечения разработчиков или IT-специалистов. Важно при этом убедиться в качестве клиентского обслуживания: как быстро представители CRM-системы реагируют на запросы, есть ли база знаний и техническая поддержка, доступно ли составлены разъяснительные инструкции и т.д. 

5. Бесплатная версия 

Протестируйте разные CRM-системы, чтобы выбрать подходящий вариант. Большинство разработчиков предлагают своим клиентам установить бесплатную версию или воспользоваться пробным периодом. 

Бесплатный тариф у CRM-систем сопровождается определенными ограничениями: по функциям, инструментарию, количеству пользователей. Малому бизнесу или начинающим предпринимателям на начальном этапе с несложными бизнес-процессами может быть достаточно такой версии.

Пробные периоды удобны тем, что позволяют пользователю изучить все возможности CRM-системы в полном объеме и понять, стоит ли приобретать платный тариф для дальнейшей работы. 

Вместо вывода

Выбирайте CRM-систему под потребности и задачи бизнеса, количество пользователей, которые будут работать с ней, бюджет. Обратите внимание на то, чтобы CRM-систему можно было легко адаптировалась под новые условия в случае роста и развития компании. 

Делайте выбор в сторону CRM-систем с мобильными версиями, чтобы управлять сделками и продажами вне зависимости от местоположения сотрудников. 

Упомянутые сервисы

Мегаплан Система управления проектами, заказами и потоками задач
Система управления проектами, заказами и потоками задач
amoCRM Система учёта клиентов и сделок.
Система учёта клиентов и сделок.
Битрикс24 Бесплатный набор инструментов для работы компании.
Бесплатный набор инструментов для работы компании.
i2crm Сервис для интеграции CRM-систем, соцсетей и WhatsApp.
Сервис для интеграции CRM-систем, соцсетей и WhatsApp.
Посмотреть всё

4 комментария

Добавить комментарий

Больше интересного

Актуальное

Технологии ИИ получили рекордное финансирование в 2023 году
В OpenAI корректируют запрет на использование ChatGPT для военных целей
Небольшие компании могут быть вытеснены из отрасли искусственного интеллекта
Ещё…