Российский SaaS 2019 - итоги

Традиционные итоги рынка SaaS за 2019 год - государство, маркетплейсы, цифры по рынку и инвестиции в сегмент.

Гособлако и маркеплейсы

4 года понадобилось до доведения концепции Гособлака (Государственная единая облачная платформа - ГЕОП) до ума. В результате произошел разворот концепции на 180 градусов. Концепция платформы на сегодня включает в себя единый набор базовых сервисов (Colocation, IaaS, PaaS, eGaaS - инфраструктура электронного правительства) от пула доверенных провайдеров, равнозначных с точки зрения доступа и с прозрачными общими рыночными тарифами.

Фактически новая концепция поломала подход об едином поставщике услуг, которым был Ростелеком и перешла в плоскость множества провайдеров, которые будут контролироваться со стороны Минкомсвязи - SLA, поставщиков серсвисов, цен. Если посмотреть на историю с точки зрения SaaS сервисов, то в этой части было бы логичней создать один маркетплейс. Разве нет? С точки зрения остальных составляющих облаков - это, вероятно, будет “коробка от Nutanix”, которую можно взять и развернуть на региональном уровне, и которая будет дружить с условно «главным» облаком.

В декабре Mail Group получила контракт на Mail.ru Group получила контракт на разработку государственного облака.

Москва проявила интерес к созданию маркеплейса SaaS сервисов и даже объявило такую номинацию на создание в конкурсе инноваций. До этого ответственная команда приходила в Startpack и говорила про создание с коллегами.

Свои SaaS маркетплейсы запустили ВТБ (продают сторонние решения с дисконтом и небанковские услуги) и МТС (старт начало 2020 года со своей простенькой CRM)

Рынок

Аскар Рахимбердиев - CEO МойCклад, возмущенный существующими, сделал собственный рейтинг игроков российского SaaS. Рейтинг основан на отчетности за 2018 год и данных самих компаний. Вот ТОП 5 игроков и их обороты:

  • 1С-Битрикс: 897 млн.,
  • amoCRM: 610 млн.,
  • Мое дело: 547 млн.,
  • Calltouch: 332 млн.,
  • МойСклад: 321 млн.

По данным исследования, проведенном компанией SberCloud и Аналитическим центром НАФИ, 77% российского крупного бизнеса и 42% компаний среднего и малого бизнеса на конец 2019 г. подтверждают готовность к переходу на облачные технологии. Главными барьерами для миграции остаются вопросы и опасения в части кибербезопасности, а также сложность таких проектов, часто связанных с перестройков бизнес-процессов. Очень-очень оптимистичный прогноз на фоне оценки J’son & Partners Consulting уровня проникновения SaaS в 3% во всех горизонтальных сегментах в 2017 году.

SaaS-маркер Startpack заявляет о 2 445 размещенных сервисах. Надо понимать, что не все они российские, но и надо понимать, что предложение уже зашкаливает.

Инвестиции

Они были даже раунда А и это сильно радует.

Affise - SaaS платформа для партнерского маркетинга позволяет управлять, отслеживать, анализировать и оптимизировать партнерские программы в режиме реального времени привлекла инвестиции от TMT Investments.

electroNeek Robotics - стартап в области роботизированной автоматизации труда офисных сотрудников привлек 500 000$ от I2BF Global Ventures, Softline Venture Partners и YellowRockets.vс и ангелов Антона Литвякова и Сергея Дашкова.

Российский сервис для онлайн-записи в компании из сферы услуг Yclients (который играет в моей нише и конкурирует с Dentaltap) привлёк $10 млн. инвестиций от фонда Эльбрус Капитал и венчурного фонда Guard Capital.

В мае 2019 года Тинькофф Банк приобрел дополнительные 35 % акций CloudPayments.

Большие

Мегафон начал предлагать перевозчикам и людям, заинтересованным в перевозке грузов, воспользоваться услугами платформы «Мегафон Карго». Это SaaS-решение разработали в Mail.ru Group.

КРОК Облачные сервисы в партнёрстве с Arenadata, разработчиком корпоративных платформ для хранения, обработки и анализа данных, запустили DBaaS сервис на основе Arenadata DB.

АТОЛ с своим сервисом по аренде онлайн-касс в облаке вошла в число крупнейших поставщиков SaaS (CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2019) в России в 2019 году и стала лидером по темпам роста год к году.

У ведущих SaaS вендоров наблюдались критичные сбои в работе - Битрикс24 был не доступен два раза, а МойСклад - один. Во всех случаях сервисы были недоступны по несколько часов и причина неполадок была одна - проблемы у хостинг-провайдеров.

Продукт года

Моим личным выбором стал проект - пионер искусственного интеллекта в стоматологии, в который соинвестировали основатели MSQRD - Diagnocat. Почему? Во-первых, все говорят про ИИ, и мало кто делает понятные и полезные кейсы. Во-вторых, это тут случай, где ценность ИИ очевидная на все 100% для пользователей, а не надумана. В-третьих, у продукта отличный потенциал на глобальном рынке.

Ждем итоги 2020, носим маски.

Упомянутые сервисы

МойСклад Облачный сервис управления торговлей для малого и среднего бизнеса. С его помощью можно: управлять продажами и закупками, вести складской учет, автоматизировать розницу, контролировать финансы, работать с базой клиентов.
Облачный сервис управления торговлей для малого и среднего бизнеса. С его помощью можно: управлять продажами и закупками, вести складской учет, автоматизировать розницу, контролировать финансы, работать с базой клиентов.
Битрикс24 Полный комплект инструментов для ведения бизнеса
Полный комплект инструментов для ведения бизнеса
CloudPayments Платежный сервис для бизнеса.
Платежный сервис для бизнеса.
DentalTap Облачный сервис автоматизации практики стоматологов, кабинетов и клиник.
Облачный сервис автоматизации практики стоматологов, кабинетов и клиник.
Посмотреть всё

Больше интересного

Актуальное

Инструмент окупается с первого дня его использования
Клиентская аналитика: с чего начать
Полгода в подарок новым клиентам!
Ещё…