Что такое управление рисками проекта? Шесть шагов для эффективного риск-менеджмента

Что делает проект успешным? Ответ достаточно очевиден: правильное планирование и управление. Но даже самые тщательно продуманные проекты не могут полностью избавиться от рисков.
Что такое управление рисками проекта? Шесть шагов для эффективного риск-менеджмента

Что такое управление рисками проекта? Шесть шагов для эффективного риск-менеджмента. Фото: из архива компании

Лучший способ предотвратить риски проекта — противостоять им лицом к лицу, имея в своем арсенале систему управления проектными рисками с уже разработанным планом действий.  

Что такое система управления рисками проекта? 

Главная цель системы управления рисками – понять, насколько эффективно команда выявляет, анализирует и реагирует на потенциальные риски проекта.  

Риск проекта — это все, что может повлиять на его успех, задерживая сроки проекта, перегружая бюджет или каким-либо другим образом приводя к снижению производительности проекта. Обратите внимание, что управление рисками — это проактивный, а не реактивный подход к решению проблемы! 

6 шагов управления рисками проекта 

Управление рисками проекта можно разделить на три ключевых этапа: выявление, планирование и мониторинг. Совсем не обязательно, что эти риски должны произойти, но возможность их появления никто не исключает. Однако упреждающая оценка рисков и управление инцидентами могут помочь своевременно подготовиться и скорректировать курс.  

Как же работает система риск-менеджмента? Продемонстрируем на примере шести шагов. 

Шаг 1. Выявление риска 

Чтобы начать работу с системой управления проектными рисками, необходимо сформировать список потенциальных событий, которые могут тем или иным способом повлиять на график, бюджет или успех проекта. 

Выявить риски проекта можно при помощи следующих способов:

  • Интервью с заинтересованными сторонами проекта. Если у них были подобные проекты, спросите их, с какими рисками они столкнулись и как их можно предотвратить. Даже если они ещё не запускали подобные проекты, обязательно посоветуйтесь с ключевыми участниками проекта, чтобы убедиться, что вы не упускаете никаких важных рисков. 
  • Проведите мозговой штурм потенциальных рисков вместе с вашей проектной командой. Ваша проектная команда — это те, с кем вы будете работать над этим проектом изо дня в день.   
  • Задокументируйте и подтвердите свои предположения. Предположения — это всё, что, по вашему мнению, является правдой в отношении проекта, но не является гарантированным фактом. Вы можете основывать решения по проекту на своих предположениях, даже не осознавая этого. Но поступая так – без документирования и проверки своих предположений – вы обрекаете проект на провал. Если ваши предположения на самом деле не верны, то и риск-менеджмент не сможет принести никакой помощи. 
  • Создайте матрицу оценки рисков. Матрица оценки риска классифицирует серьёзность по четырем группам: катастрофическая, критическая, предельная и незначительная. Это помогает определить приоритетность потенциальных рисков, с которыми следует бороться в первую очередь. Выявив важные события риска, поместите их в реестр рисков – полный список всех рисков проекта.  

Шаг 2. Анализ риска 

Вы выявили несколько возможных рисков. Ваша следующая задача – провести детальный анализ каждого из них. Как риск повлияет на цели проекта? Задержит ли он сроки, подорвет ли бюджет или снизит результаты? Разработайте план реагирования для каждого риска. Тщательно обдумайте превентивные мероприятия. 

Шаг 3. Расставление приоритетов 

Чтобы расставить приоритеты в рисках, спросите себя: какие риски наиболее вероятны и потенциально могут нанести наибольший ущерб вашему проекту? Именно таким рискам нужно уделять больше всего внимания. 

Шаг 4. Назначение ответственного за риск 

Этот шаг не является обязательным, но настоятельно рекомендуется к исполнению. Даже если ваши риски еще не возникли, полезно заранее назначить ответственного за риск, чтобы члены вашей команды были к ним готовы. Ответственный сотрудник должен не только отслеживать риск, но и принимать участие в разработке плана превентивных мероприятий. 

Шаг 5. Мониторинг 

Регулярно проводите мониторинг рисков, чтобы ваша проектная команда и заинтересованные стороны проекта были на одной волне. Помните: управление рисками должно быть проактивным, а не реактивным. 

Каждый «владелец» риска должен отслеживать свое рисковое событие на предмет тревожных сигналов. Если вероятность риска изменится или план рисков обновится, это изменение должно быть отражено в реестре рисков. Как и большинство элементов управления проектами, ваш план управления рисками должен быть «живым» документом, который поможет не сбиться с пути. 

Открытое общение внутри команды также очень важно для успешного мониторинга рисков. Часто возникают потенциальные проблемы или новые риски, которые член команды заметил, но, возможно, не почувствовал себя вправе сразу же их озвучить.  

Шаг 6. Мероприятия по управлению риском 

Если в какой-то момент риск становится реальностью, пришло время реагировать. Помните, что у вас в наличии уже имеется готовый реестр рисков и план риск-менеджмента на случай непредвиденных обстоятельств. 

Рассмотрите возможность внедрения системы управления рисками в ваш проект 

Риск-менеджмент будет особенно полезен командам, которые работают в амбиционных, многофункциональных компаниях и проектах, нуждающихся в крупных финансовых вложениях. Система управления рисками (такая как RiskControl) может стать ключом к повышению эффективности и производительности проекта уже на ранней стадии. При этом стоить отметить, что подобные решения также содержат дополнительные рекомендации по планированию проекта, отслеживанию целей и созданию индивидуального плана риск-менеджмента.  

Упомянутый сервис

RiskControl Система управления рисками, риск-менеджмент
Система управления рисками, риск-менеджмент

1 комментарий

Добавить комментарий

Больше интересного

Актуальное

Как управлять интернет-магазином с помощью Saby (СБИС)
Возврат средств в управленческом учете
Интеграция с маркетплейсами в Saby (СБИС)
Ещё…