Apple, умерь аппетиты: почему игроки рынка недовольны техническим гигантом
Фото: Pixabay
Двойные стандарты налога на софт
Тлеющий конфликт вокруг «налога на софт» в периметре Apple с новой силой вспыхнул после инцидента с почтовым сервисом Hey. Информация о разногласиях двух компаний вышла в публичное поле на прошлой неделе.
Разработчики Hey анонсировали новый продукт в середине июня 2020 года. Платный почтовый сервис с тарифом в 99 долларов в год (по 349 и 999 долларов в год за трёхбуквенные и двухбуквенные адреса), по замыслу владельцев, должен стать серьезным конкурентом Gmail.
Сразу после появления приложения для iOS, между разработчиками Hey и администрацией App Store возникли серьезные разногласия. Приложение прошло проверку и попало в магазин. Но выставить обновленную версию с исправленными ошибками у Hey уже не вышло. Более того, приложение сейчас находится под угрозой удаления. Все потому, что Hey нарушает правило App Store, согласно которому, взимать плату в обход маркетплейса разработчики могут только в том случае, если возможность оплаты также доступна в приложении. Упоминать о возможности оплаты через сторонние сервисы категорически запрещено.
Hey не имеет функции оплаты в приложении. Заплатить за доступ к сервису можно только на сайте Hey. Таким образом, владельцы почтовика хотели уйти от комиссионных App Store, которые составляют 30% с каждой продажи.
Владельцы Hey хотели уйти от комиссионных App Store, которые составляют 30% с каждой продажи, но не вышло. Фото: Pixabay
Основная причина конфликта заключается не в конкретных правилах, а в их непоследовательном применении. Apple обвиняют в двойных стандартах, ведь некоторые крупные игроки, например, Amazon и Netflix отключили возможность оплаты в приложениях и не подверглись штрафным санкциям от Apple. Hey и другие компании видят здесь нарушение антимонопольного законодательства.
Деньги из воздуха
Ранее Apple уже получала претензии по поводу механизма начисления 30-процентной комиссии за продажу софта и контента сторонних компаний в своем магазине App Store.
В марте 2020 года японская интернет-компания Rakuten подала антимонопольный иск против Apple. Суть претензий заключается в следующем:
- Администрация App Store разместила в магазине сервис Kobo, представляющий собой «читалку» для электронных книг. Kobo является дочерней компанией Rakuten.
- Apple берет комиссию в 30% с абсолютно любой покупки внутри приложения. Если Kobo предоставлял пользователям книги со стопроцентным дисконтом (фактически дарил), то комиссию обязан был заплатить сам сервис.
- Единственным вариантом избежать необоснованных комиссий – призвать пользователей делать покупки со стопроцентным дисконтом на сайте Kobo. Но это является нарушением правил App Store и грозит баном приложения.
Иск Rakuten к Apple будут разбирать антимонопольщики Евросоюза.
Рушит отрасли
Вопросы к App Store есть и со стороны компаний, занимающихся потоковым вещанием музыки. Например, в многостраничном иске Spotify к Apple насчитывается не менее семи эпизодов недобросовестной, по мнению истца, конкуренции. Но главным является все та же 30 - процентная комиссия.
Вознаграждение от сервисов потокового вещания музыки, которое получает Apple, заставляет их владельцев поднимать цены для пользователей, говорится в иске. В то же время конкурирующий сервис Apple — Apple Music – избавлен от этого «налога». Это означает, что дочерний сервис технического гиганта поставлен в более выгодные конкурентные условия по сравнению с коллегами по цеху, заявляет основатель Spotify Дэниел Эк.
Антимонопольщики ЕС пока думают, принимать ли иск Spotify к производству.
Вероятно, коллективное мнение разработчиков и сторонних компаний к App Store (досталось и Google Play) выразил Павел Дуров, основатель мессенджера Telegram.
Kоллективное мнение разработчиков и сторонних компаний к App Store и Google Play выразил Павел Дуров. Фото Pixabay
Дуров заявил, что оба магазина получают необоснованно высокие комиссии, пользуясь своим монопольным положением, и происходит это при молчаливом попустительстве регуляторов. «App Store и Google Play разрушают стартапы и целые отрасли», — написал бизнесмен в своем telegram-канале и призвал использовать альтернативные площадки для покупки приложений и контента.
Справка
Как говорится в отчете Apple, оборот экосистемы App Store составил 519 млрд долларов США в 2019 году.
Ранее Startpack сообщал, что в 2020 году компании Apple, Microsoft, Amazon и Google были оценены более чем в триллион долларов каждая.
Комментариев пока не было