Боевой набор копирайтера: 15 сервисов и никаких CRM
Даниил, расскажите о своём проекте. Есть ли уже достижения вашей команды?
Shardex — коммерческий сайт для сбора заявок на услуги моей лаборатории. Плюс, у него есть закрытая часть с небольшим «испытательным полигоном». О достижениях здесь говорить сложно, потому что лабораторию часто подключают, как модуль, к существующей команде. И достижения, стало быть, общие. Не только наши.
Например, можно было бы заявить, что мы разработали коммерческое предложение, которое принесло контракт на 50 миллионов рублей. Однако это неправильно, потому что над решением задачи работали десятки человек. Это инженеры и технологи, которые разработали классный продукт. Это менеджеры по продажам, которые искали клиента и вели с ним переговоры на протяжении 10 месяцев. Это отдел маркетинга компании, который провел тщательный анализ рынка и визуализировал для нас данные. Это и руководство компании, которое постоянно держало на контроле ход сделки, и юридический отдел, который составлял и согласовывал договор, внося правки. Словом, достижения тут не только моей команды.
И приписывать себе всю славу, я считаю, некорректно. Кроме того далеко не всегда результат получается сразу. Зачастую это сложный итерационный процесс, в ходе которого приходится проводить эксперименты, вникать в проект все глубже и глубже. Например, для одной задачи нам пришлось провести свыше 50 тестов страницы, прежде чем она стала работать так, как нужно.
Какие сервисы используете в работе и для каких целей?
Я использую сервисы Google для решения 70-80% задач. В этот круг входит почта Gmail, Google Диск, система аналитики Google Analytics, система записей Google Keep, Google Календарь, Google Центр данных для визуализации данных и, само собой, Google Документы и Google Рисунки для разработки текстов, скриптов и прототипов, а также для обучения студентов. Учет времени я не использую, поскольку для моей работы это неактуально. Своими проектами управляю, как правило, через Google Таблицы. Пробовал использовать другие облачные системы. С «гуглом» лично мне работать проще и быстрее. В ряде случаев использую Trello, когда в команде более 5 человек и много задач.
Помимо этого я использую Slack, Skype и Telegram Messenger для рабочей коммуникации, каждый используется для своих задач.
Для Email-маркетинга — MailChimp. Я использовал много различных сервисов: и GetResponse, и UniSender, и Smart Responder, которого уже нет, и SendPulse и многие другие. Mailchimp мне оказался ближе всех. Он простой, но очень функциональный. Плюс, у него мощный API, который можно адаптировать под любые задачи.
Mailchimp постоянно улучшают. Например, сравнительно недавно в него добавили средства создания Landing Page и запуска рекламных кампаний в Facebook и Instagram. Все из одного аккаунта. Это очень удобно. Конечно, функциональность пока неидеальна, но развитие налицо, и это радует. А вот что бы я добавил — это возможность программирования авторассылок, как в GetResponse.
И Youtube, для привлечения дополнительной аудитории. Что касается клиентских проектов, то меня эпизодически подключают к сервисам, с которыми работают компании: Битрикс24, Мегаплан, Basecamp и другим.
Какой из последних трёх упомянутых вами сервисов больше нравится, почему?
Никакой не нравится. Я жутко инертный и тяжело переключаюсь между задачами, а каждый из них требует времени и отдельной учетной записи. Кроме того, таск-менеджеры жутко отвлекают от реальной работы. Когда я работал руководителем отдела копирайтинга в крупном рекламном агентстве, у меня 2-3 часа в день уходило только на то, чтобы отписывать статус по задачам. Но если выбирать из всех, то я бы работал с Trello и Basecamp. Если выбирать из этих двух, то, скорее, Trello, он легче и хорошо интегрируется со Slack, в котором чаще всего общается команда.
Какие есть полезные фишки в этих сервисах именно для вашей работы?
Фишек много. Это и интеграция, когда все под рукой, и свободный доступ, без зависимости от конкретного компьютера, и кроссплатформенность. Для меня это особенно важно, поскольку я работаю на компьютерах с различными операционными системами.
Пользуетесь CRM-системой?
Я пробовал работать с CRM, но в моей работе такая система только отнимает время. Для крупных компаний с большими отделами продаж — без нее никуда. В моем случае это не так актуально, большую часть времени я работаю с постоянными клиентами, а чтобы вести новых — более чем достаточно Google Таблиц.
Интегрировали ли сервисы между собой?
Да, конечно. Сервисы Google по умолчанию связаны между собой. Кроме того, у меня интегрированы Mailchimp с Google Analytics, Trello со Slack, Google Drive и Docs со Slack
Довольны всеми сервисами, не хотите поменять хотя бы один из них?
К текущим сервисам я пришел после долгих проб, ошибок и переборов. Они меня более чем устраивают.
Оплачиваете облака или используете бесплатные тарифы?
Когда как. Google бесплатный по умолчанию. Во многих облачных решениях мои проекты попадают под категории «маленьких» команд, а потому бесплатные. Когда в команде больше человек, чем предусмотрено лимитом, перехожу на платную версию. В Mailchimp у меня изначально был платный тариф, потому что только в нем была автоматизация. Сейчас автоматизацию включили в бесплатные планы, однако я все равно пользуюсь платным тарифом, так как база большая.
Ваши клиенты участвуют в работе в облачных сервисах?
Как правило, клиенты подключают меня к облачным сервисам, которые используют сами. Если говорить о копирайтинге, то согласование и обсуждение прототипов или текстов ведется в Google Документах или Рисунках. Плюс, клиенты всегда открывают гостевые доступы к Google Analytics и Яндекс.Метрике.
На каких платформах работаете с сервисами? Только в браузере или установлены приложения?
Я использую и браузер, и приложения. В основном браузер. Хотя те же Slack и Skype у меня в виде десктоп-приложений, это особенно удобно под Linux. Чтобы быть более оперативным, я ставлю приложения еще и на мобильные устройства — Trello, Slack, Skype, Keep.
Облака применяете только в работе или для всех дел?
Только в работе. Для остальных дел у меня есть бумажный блокнот и ежедневник, которые я ни на что не променяю. Пожалуй, это самая консервативная часть в моей работе.
Пользуетесь Telegram, ботами?
Telegram — да. Боты — нет. Несмотря на то, что это совсем недавно было трендом, я не нашел ему применения в своей работе и проектах.
Сколько человек работает с вами в облаках? Или вы один?
В моих собственных проектах работают, как правило, до 5-7 человек. Что касается клиентских задач, то их я могу закрывать как сам, так и с помощью команды. В комплексных клиентских проектах зачастую может работать до 20-30 человек одновременно.
Какие ещё сферы вы бы автоматизировали в работе?
Создание текстов. Жду не дождусь появления искусственного интеллекта или нейронной сети, которые сами смогут разрабатывать тексты, прототипы и тестировать их.
Может у вас есть какой-то особенный лайфхак при работе с облаками?
Лайфхаков много. Например, я в свое время запускал собственный облачный сервис для создания онлайн-брифов. Потом Google изменил свой сервис Google Формы, что полностью уничтожило смысл существования моего сервиса. Это было обидно, но вместе с тем очень показательно.
Знаете ли такие компании, друзей, у которых всё автоматизировано с помощью облаков?
Да, знаю. И компании, и друзей. Одни полностью автоматизируют обучение сотрудников, другие фокусируются на машинном обучении, третьи — создают всевозможные парсеры для сбора и анализа данных. И это здорово!
Что вы посоветуете начинающим коллегам по выбору сервисов?
Я всегда рекомендую исходить из принципа необходимого минимума. Пробуя различные сервисы и наблюдая за коллегами я замечал, что избыток «облаков» приводил к обратному эффекту. Например, в одном агентстве сотрудники, работая в таск-менеджере тратили до 3 часов рабочего времени в день, просто отписываясь по задачам. Само собой, ни о какой продуктивности здесь речи не идет.