В киберспорте никак без облачных сервисов
Алексей, над каким проектом работаете сегодня?
Click-Storm.com — киберспортивная платформа для создания турниров, событий, поиска команды, с базой гайдов. Несколько лет назад привлекли инвестиции венчурного фонда Ruvento. Помимо стартового финансирования, получили крайне важную экспертизу по работе на западных рынках.
Полтора года работали в Сингапуре при поддержке того же Ruvento, затем вернулись в Россию и прошли акселератор ФРИИ, чтобы добрать компетенции. Теперь проводим мероприятия в Москве и Казани. Например, в Иннополисе организовали третий по счету фестиваль «Кибериада», в этом году снова устроим. В Москве сотрудничаем с Media Markt: провели турнир в декабре.
Работаем с корпоративными клиентами, заключаем спонсорские контракты. Также делаем white-label решения.
Какие сервисы используете в работе и для каких целей?
Pivotal Tracker и Asana использовали. Первый для технической команды, второй — для бизнес-задач. Но, когда людей немного, трекер использовать смысла нет: только для записи технических заданий. В стартапе всё быстро меняется, поэтому порой задачи ставим прямо в чате..Я помню, что каждый должен сделать, а человек помнит срок. Когда сроки горят, это самый оптимальный способ управления.
Pivotal нужен при росте команды, к чему приводит рост финансовых потоков. Сейчас последние снизились в России. Возможно, в сегменте сервисов для бизнеса вы это не почувствовали, а у нас в сфере развлечений люди стали меньше тратить денег: втрое упали продажи компьютеров и ноутбуков в России. Меньше стали покупать устройства в 2016 году, на 20-25 % по сравнению с 2015 годом. Поэтому команду сжали, выполняем больше задач, но меньше реинвестируем в развитие платформы.
Команду нужно тренировать на использование инструментов, но ей это надоедает. Поэтому дисциплину стоит насаждать, но делать это следует, когда структура компании уже устойчива.
Мегаплан давно пробовали. Вроде бы удобно, но слишком много функций. С некоторыми фрилансерами работаем прямо в Skype. Они любят приглашать в свои системы, вроде Битрикс24 или Basecamp. Тяжело пересаживаться, регистрироваться, с интерфейсом разбираться. А если приглашаешь человека в Pivotal Tracker, то ему неудобно.
Для постановки личных задач использовал Wunderlist. Долго выбирал сервис для заметок. Evernote пользовался, но не прижился. Недавно обнаружил Google Keep. Оказалось, он синхронизируется с компьютером, и прост в использовании.
Пытались использовать Microsoft Office 365, который достался по программе Microsoft BizSpark, но совсем не прижился. Сложно и непонятно.
Для создания прототипов использовал Bootstrap, а для рисования диаграмм вроде Balsamiq Mockups. Сейчас ничем из этого не пользуюсь.
Поскольку общаемся с заказчиками, и у каждого свой набор инструментов, к которому команды привыкли, то приходится использовать то, чем умеют пользоваться все. Нельзя сказать человеку, который платит деньги, что мы привыкли вот в этих вот сервисах работать, а тех не будет.
Какими бы продвинутыми мы ни были, заказчик этого не понимает. Если пришлешь файл в формате Microsoft PowerPoint, он его отредактирует и вернёт. Если, наоборот, пришлёшь ссылку на расчеты и план проекта из сервиса Google Документы, то спросят, что это. Не все к онлайн-сервисам приучены.
Ещё Google Календарь, Gmail используем, сервисы Яндекса были, но они не совместимы с международной инфраструктурой.
Для рассылок — MailChimp и SendPulse, второй дешевле. Mailchimp продолжаю использовать в бесплатном режиме, для отправки информации ключевым партнёрам, регулярных апдейтов, для остального Sendpulse.
Пользуемся Эльба, у меня там ИП. Удобна поддержкой. Изучаю ещё Документовед, вроде удобный, но дороговат.
Была бухгалтерия Небо, но они работали в ручном режиме. В бизнес-инкубаторе оформляли бесплатную подписку для резидентов. Нас тоже зарегистрировали, ко мне приставили бухгалтера. Претензий не было, хотя сервис обещал быть облачным.
Телефонией и АТС пользовались, SIPNET. Сейчас ничего не используем.
Пользовались сервисами с целью импортозамещения?
Подключали сервис Cloudflare, стоит 20 долларов в месяц, трафик пропускает, сжимает изображения, защищает от DDoS-атак, у них 4 миллиона сайтов, а адресов 200 тысяч. Сайты делят одни и те же IP-адреса. Однажды по предписанию заблокировали сайт со спортивными ставками, IP-которого находился на IP-адресе Click-Storm.com. Провайдеры могут блокировать по IP-адресам или доменным именам. Нам пришлось переезжать на другой адрес. Он каждый раз случайным образом выдаётся.
Представители «Росреестра» ответили: «Пользуйтесь российскими сервисами защиты от DDoS.» Но конкурентоспособных сервисов в России по цене пока нет.
Пользуетесь CRM?
Пробовал разные, еще все деньги сразу просят. Подходит Fcuking Easy CRM. К нам в Москву приезжал основатель, Антон Гладков, он ранее работал в Aviasales. Сервис сделал хороший, только не доходит до стадии монетизации. Для меня это простая и понятная система, решает две главные задачи:
- Супервайзинг: как руководитель отдела продаж смотришь, что делают коллеги.
- CRM поднимает клиентов: контакт, с которым раньше всего общался, появляется выше.
Кроме Skype, пользуется ли команда другим мессенджером?
Перешли на Slack однажды, когда не работал Skype. Потом он ни разу не пригодился. Skype устраивает. Конечно, нельзя так красиво обмениваться документами, подключать интеграции. Но большинство бизнес-контактов в Skype, всё равно нужно держать открытым. И позвонить пока только Skype позволяет. Возможно, перейдем на Telegram Messenger.
Интегрировали ли сервисы между собой?
В Slack устанавливали бота от Pivotal, но удалили. Больше нет.
Оплачиваете облака или используете бесплатные тарифы?
Два года платили за Pivotal, но сейчас уже нет. Плачу только за Google G Suite, 5 долларов за аккаунт. Ещё бы Feasy оплачивал, но сервис в тестовой версии.
Работаете с сервисами только в браузере или установлены приложения?
В браузере. Pivotal ставил на телефон, хоть официального приложения не было. На телефоне у меня Google Диск и Skype, из прочих — 2ГИС, Uber, Gett, Метро, TouchPal, социальные сети. Ещё Asana устанавливал. Но проблем с коммуникацией нет, поэтому удалил.
В декабре провели два фестиваля подряд, ничего кроме Skype и ВКонтакте не использовали. Чек-листы находились в Google Документах.
Сколько человек из компании работают в облаках?
Максимум было человек 12, минимум — 6.
Чувствуете увеличение эффективности работы по сравнению с необлачными программами?
Конечно. Я страдал, когда приходилось обмениваться с заказчиком изменениями Excel-файлов. Это тяжело.
Еще часть зарубежных партнеров пользуется сервисами для подписи документов, например, DocuSign. В России это не особо популярно, но штука полезная. Например, партнеры присылают PDF-документ, просят подписать. Я открываю его, вижу, где подписывать. В сервисе уже установлена цифровая подпись. Я ее проставляю, и за два клика партнёр получает подписанный документ.
Другие сервисы, вроде Pivotal, действуют на подсознание, отбирают время, а этот реально экономит.
Какие ещё сферы вы бы автоматизировали в работе?
Бухгалтерию, оформление командировок, подписание. Сервисы вроде «Госуслуг» требуют то подпись, то к нотариусу сходить.
Например, нужно продать долю в ООО третьему лицу, инвестору. Куча бумаг, «Документовед», опять идти к юристу, нотариусу. Инвестор занят, я тоже работаю с клиентами. «Российский Docusign» решил бы эту проблему.
Во ФРИИ летом ездили, нашли кучу проблем: казанские нотариусы не знают, что такое инвестиции. Потерял целый день. Смотрели на меня недоверчиво:
Московские всё быстро сделали.
Это не единичная ситуация. В Тамбове у другой команды повторилась проблема. Всего в городе 26 нотариусов, они обошли 13, и никто не зарегистрировал сделку.
Возможно, крупная компания решает проблему секретаршей. В стартапе не можешь себе ее позволить, и как руководитель должен понимать все процессы: один раз пройти, понять, что подписываешь, и контролировать ситуацию. Тут бы облачный сервис помог.
Знаешь ли другие компании, которые автоматизировали работу с помощью облачных сервисов?
Один наш партнёр использует ПланФикс для постановки задач. Сервис встраивается в удобный сценарий: ставят тебе задачу, она приходит на электронную почту. Когда отвечаешь на письмо, задача обновляется в трекере.
Мне понравилось: заставили пользоваться системой, но от меня не потребовалось никаких усилий. Один раз вошёл, потом общались по почте.
Что посоветуете начинающим коллегам по бизнесу?
Пользуйтесь Feasy, это простой способ, который научит регулярно звонить клиентам и дожимать сделки. Если в команде несколько программистов, то для самодисциплины подойдут Pivotal Tracker или Asana. И, конечно, нужна система для бухгалтерии, та же Эльба.
Комментариев пока не было