Тебя копируют? Сохраняйся и беги
Предыстория
Наша компания разрабатывает платформу автоматизации стоматологии. На сегодня у нас в линейке два продукта — сервис для автоматизации клиник Dental Cloud и сервис для автоматизации практики врачей DentalTap. Второй мы запустили в конце 2016 года — у него своя архитектура, ориентированная именно на врачей, и новые интерфейсы.
Второй участник обсуждения — представитель сервиса для управления клиникой и частной практикой iClinic. Компания работает на рынке с 2014 года.
Сегодняшний день — это время стандартов, шаблонов, доступа к бесплатным библиотекам. И в большинстве стран сервисы «заставляют» на уровне отраслевых стандартов быть похожими, реализовывать определенную функциональность. Это нормально. Не нормальна оптимизация чьих-то затрат, ресурсов и компенсация отсутствия серого вещества за счёт нас. Попробуем прекратить последнее, хотя бы в небольшой нише локального рынка СНГ.
«Где море, там и пираты», — английская поговорка
Не так давно мы обратили внимание на схожесть по дизайну и UX созданных нами более двух лет назад функциональных элементов — зубной карты и отчетов аналитики — с элементами сервиса DENTIST+.
Тут сделаем ремарку о том, что в автоматизации стоматологии все крутится вокруг зубной карты или формулы, на которой пользователь отмечает диагнозы, процедуры в ходе лечения и историю лечения. То есть для нашего сегмента это базовый элемент. Получается, что у тебя подсмотрели самое важное.
Формула 2014 года
Формула 2016 года
Знакомство коллег из iClinic с Dentist Plus произошло в 2015 году. Коллеги каждый день несколько раз на протяжении трёх месяцев (!) звонили в колл-центр iClinic с просьбами получить демонстрационный доступ «для повторного ознакомления» (с первого раза не поняли). Тогда они успели позаимствовать лишь несколько небольших идей, связанных с зубной формулой. Эта настойчивость была неожиданной, но приятной. Большее же удивление вызвало копирование целых разделов сайта слово в слово в конце 2016 года.
Описание зубной формулы на сайте Dentist Plus
Описание зубной формулы на сайте iClinic
Насколько сервис схож и настойчив в получении чужого — факты на лицо. Но мы не судебные инстанции, поэтому никаких выводов делать не будем. Только выскажем отношение к ситуации и дадим рекомендации экспертов.
«Веером тумана не разгонишь», — японская поговорка
Немного про отношение к ситуации и что делать. Честно говоря, не очень приятен сам факт — ты тратишь время и ресурсы, и тут приходит кто-то, кто очевидно, считает себя ... — даже слово подобрать трудно. С другой стороны, играть жертву в ситуации деструктивно. Лучше относиться к ней, как к опыту, который поможет в будущем исключить такие ситуации. После этой истории мы решили применять простые организационные правила, чтобы избежать рецидивов с копированием:
- Развивать продукт, добавляя новые возможности и улучшая дизайн.
- Говорить о проблеме копирования на отраслевых площадках.
- Сделать хороший фильтр регистраций демо-версий.
- Предохраняться на уровне разработки скриптов, графических материалов и векторных форм на Frontend-части проекта. Защитить их полностью нельзя, но с помощью инструментов минификации и склеивания дальнейшее их копирование и модификация будут затруднительны.
Формула здорового человека в текущей версии DentalTap
Евгений Розов, директор iClinic, комментирует:
Ярослав Осетров, директор Dental Cloud, добавляет:
Советы экспертов
Мы попросили прокомментировать ситуацию Людмилу Харитонову, практикующего юриста, она специализируется на интернет-праве, и управляющего партнера «Зарцын, Янковский и партнеры».
Прежде всего нужно помнить, что дизайн — объект авторских прав. Человеческим языком, это то, что создано творческим трудом одного человека и не может быть просто так скопировано другим (без разрешения). В судах такие споры частое явление.
Для того, чтобы иметь возможность защищать свои права в суде, нужно:
- Проверить, что исключительные права на дизайн есть у вас (если автор не вы лично, то нужен договор с автором, подтверждение оплаты и акт).
- Зафиксировать нарушение (провести нотариальный осмотр сайта).
- Направить жалобу хостинг-провайдеру и владельцу сайта.
- Если требования не выполнят, обратиться в суд с иском к нарушителю. В качестве компенсации можно просить от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Иск стоит предъявлять либо к владельцу сайта (для его определения можно использовать адвокатский запрос регистратору, если данные о владельце не являются открытыми), либо лицу, которое сайт фактически использует — как правило, это компания, чьи реквизиты указаны на сайте.
Можно рассмотреть дополнительные меры защиты дизайна:
- Разместить на сайте знак охраны.
- Получить патент на дизайн как на промышленный образец.
Это позволит в суде увеличить размер компенсации и максимально упростить возможность решения спора в досудебном порядке.
Важный вопрос — где судиться. По общему правилу, иск подается по месту нахождения ответчика — поэтому нужно установить нарушителя и место его регистрации и подавать в суд в стране регистрации.
В ряде случаев можно использовать российский суд, если иностранные организации имеют филиалы на территории РФ или права нарушили на территории РФ.
Комментариев пока не было