Аномальный рост выручки и никакой прибыли: как бесплатный аудит помог разобраться в ситуации

В бизнесе случается, когда компания разрабатывает финансовую модель, слепо верит в неё и перестаёт анализировать реальное положение дел. Это чревато работой в убыток.
Аномальный рост выручки и никакой прибыли: как бесплатный аудит помог разобраться в ситуации

Воспользуйтесь новой услугой и закажите аудит от «Финансиста». Фото: из архива компании

Чтобы этого не произошло, необходимо системно вести управленческую отчётность и анализировать изменения ключевых показателей. В этом кейсе рассказываем, как компания «ТастРитейл» выявила наиболее прибыльные товары и увеличила доход с помощью аудита от «Финансиста».

В чём проблема? 

Компания «ТастРитейл» уже более 10 лет торгует подарочной и сувенирной продукцией. Всё это время руководители бизнеса вели управленческий учёт «по ощущениям» – субъективные представления менеджеров играли большую роль, чем реальные цифры. Из-за этого у собственника не было представления, что происходит в бизнесе и на чём нужно сосредоточить своё внимание. 

Чтобы наладить управленческую отчётность и повысить управляемость бизнеса, компания воспользовалась финдиром на аутсорсе

Что мы сделали? 

Для начала мы настроили интеграцию с 1С, загрузили в систему «Финансиста» данные с 1 января 2021 года, а затем проанализировали цифры за текущий год. 

Изучили отчёт по продажам

На этом этапе сгруппировали номенклатуры и узнали, какие группы товаров занимают наибольшую долю в формировании прибыли. 

Параллельно выяснили, что маржинальность по всем позициям находится на уровне 100%, что фактически невозможно. Это означает, что данные о себестоимости были утеряны, и проанализировать прибыль по каждой группе позиций нельзя.

Сформировали отчёт о прибылях и убытках 

Аналитики сформировали отчёт на основе 5 самых прибыльных групп товаров. Их включили в качестве статей выручки, а остальные приходные документы попали в статью «прочее».

Построили ключевые финансовые графики

Для анализа деятельности компании построили графики поступления денежных средств, денежных потоков и структуры выручки. 

После этого мы проанализировали данные и узнали, что:

  • у компании нет ярко выраженных периодов сезонности;
  • денежный поток был близок к нулю на протяжении всего года;
  • в апреле 22-го года продажи аномально выросли в сравнении с предыдущим годом.

Продолжили изучать показатели — оказалось, что:

  •  выручка в апреле по сравнению с мартом выросла больше чем в два раза: с 6 до 12,4 млн. При этом денежный поток увеличился не сильно: с 0,2 до 1,9 млн.
  • дальше сравнили показатели за март и август. При росте выручки с 6 до 12,9 млн денежный поток практически не увеличился: с 0,2 до 0,7 млн.

Так, мы выяснили, что выручка росла, а денежный поток напротив уменьшался. Это плохо: если расходы постоянные, при увеличении выручки валовая прибыль тоже должна расти. 

Аналитики предположили, что причина кроется в высоких расходах на зарплату. Гипотезу быстро подтвердили с помощью расчётного показателя: 

Зарплата / Поступление денег 

Так, в предыдущем году соотношение составило 28%, в текущем – выросло до 42%. Это говорит о том, что из каждых заработанных 100 рублей 42 уходит на зарплату. 

Углубились в причины аномального роста выручки

Чтобы понять, почему выручка увеличилась, мы создали график её структуры. Оказалось, что резко выросла выручка по позиции Х, но уже в мае ситуация выровнялась. Наши специалисты создали по три графика для каждой группы товаров: по выручке, количеству и цене. 

  • На тюбетейки приходится 12% выручки. 
  • На чак-чак подняли цену в 2 раза, что привело к падению количества продаж на четверть, однако выручка выросла на 50%. 
  • Тюбетейки в марте стали продаваться активнее: с 200 до 720. Это составило 20% от общего числа продаж. В следующих месяцах отмечались рост цены и падение проданных единиц. 
  • Выручка по товарам категории «национальная одежда» выросла в два раза за счет повышения цены в три раза. Количество проданных единиц при этом упало на 50%. 

Что мы рекомендовали клиенту?

После построения отчетов и проведения анализа мы подготовили для «ТастРитейл» несколько рекомендаций.

  • Необходимо обсудить с собственником количество продаж: возможно, есть способы изменить тенденцию.
  • Продажи выросли значительно сильнее, чем денежный поток — нужно построить управленческую отчётность и углубиться в анализ, чтобы найти причины.
  • Доля зарплаты в доходах существенно возросла — возможно, стоит пересмотреть систему мотивации сотрудников.
  • Нужно обратить внимание на то, как продаются тюбетейки — возможно, отделу маркетинга стоит сделать на них акцент.

После этого мы продолжили работу с клиентом. Руководство компании изучило нашу аналитику и изменило подход к продажам и зарплате. Финансовые показатели «ТастРитейл» уже улучшились, однако окончательные выводы можно будет сделать  только в середине следующего года. 

Хотите так же? Закажите аудит от «Финансиста» и получите прозрачную и удобную отчётность.

Упомянутый сервис

Финансист Сервис управленческой отчётности, который интегрируется с 1С и самостоятельно строит управленческую отчётность.
Сервис управленческой отчётности, который интегрируется с 1С и самостоятельно строит управленческую отчётность.

Больше интересного

Актуальное

Lastpass: хакеры вскрыли облачное хранилище и похитили данные клиентов
Корпоративный фишинг и спам в 2022 году: всё чаще атакуют HR-специалистов и бухгалтеров
CMS Ghost уязвима для критической ошибки обхода аутентификации
Ещё…