Бойкот во благо: как Facebook выбрал из двух кризисов лучший
Информационную угрозу удачно спрятали в тени Stop Hate for Profit. Фото: Pixabay
Stop Hate for Profit отвлекает внимание
Информационный фон последних двух недель вокруг компании Facebook состоял из протестов черных, масштабирования кампании Stop Hate for Profit, агитирующей за бойкот Facebook, заявлений брендов, отказывающихся от рекламы в соцсети, безуспешных встреч, переговоров и обмена обвинениями со всех сторон.
Противостояние превратилось в некое шоу, при этом эксперты отрасли сомневаются, что выбранная тактика «борьбы» Black Lives Matter с Facebook, приведет к каким бы то ни было значимым экономическим потерям со стороны детища Марка Цукерберга.
По их словам, место выбывших рекламодателей займут новые. Из-за бойкота совсем не теряет денег и не собирается менять свою политику по поводу цензуры контента.
Впрочем, у Facebook есть более серьезные проблемы, но они остаются вне публичного поля. В конце позапрошлой недели компания признала факт масштабной утечки личных данных пользователей социальной сети.
Проблема связана с алгоритмами безопасности и берет свое начало с печально известного инцидента с Cambridge Analytica. Как считается, аналитическая компания, специализирующаяся на технологиях глубинного анализа данных, негласно собрала с 2013 года информацию о миллионах пользователей соцсети.
Cambridge Analytica негласно собрала с 2013 года информацию о миллионах пользователей соцсети. Фото: Pixabay
Приложение, с помощью которого проходил сбор данных, создал ученый из Кембриджа доктор Александр Спектер (Коган). Данные использовались для получения психологического портрета пользователя по методике коллеги Спектера Михаила Косински.
Психологические портреты применялись для таргетирования пользователей политической рекламой в президентской кампании Дональда Трампа. Считается, что Cambridge Analytica также повлияла на выход Великобритании из Евросоюза, оказывала влияние в более чем двухстах выборных кампаниях во многих странах мира. По некоторым данным, клиентом компании был и российский Сбербанк, который собирал данные о пользователях соцсетей ради улучшения скорринга.
В 2018 году сведения об утечке попали в публичное поле. Схему «сдал» экс-сотрудник компании Кристофер Уайли. Цукербергу пришлось оправдываться. Он даже давал показания перед Конгрессом. В США появилось онлайн-движение Delete Facebook. Капитализация соцсети в тот момент упала на рекордные 100 млрд долларов.
Новая политика втихую
В 2018 году Цукерберг предпринял рекордное количество шагов, которые помогли нивелировать глобальную кризисную ситуацию для компании.
Несмотря на скандалы, в 2018 году выручка Facebook выросла на 37%. Фото: Pixabay
Он внес изменения в политику Facebook, чтобы предотвратить подобные нарушения, извинился лично, разослав письмо в СМИ, внедрил «Общее регулирование защиты данных ЕС» и создал исследовательскую организацию Social Science One. Она должна была «реализовать новый тип партнерства между академическими исследователями и частным сектором для продвижения целей социальных наук в понимании и решении важнейших задач общества».
Вдобавок, разработчики внедрили в API новый механизм, который блокировал доступ приложений к данным пользователя, если последний не использовал программное обеспечение более 90 дней.
В середине июня 2020 года выяснилось, что механизм был не до конца работоспособен. Приватные данные о пользователях получали пять тысяч сторонних разработчиков. В Facebook коротко сообщили, что в ответ на инцидент вводят новую политику безопасности. Согласно ней, доступ информации к третьим сторонам без получения явного согласия на это пользователей Facebook теперь ограничен. Правило коснется в первую очередь компаний, которые получают и собирают данные о пользователях соцсети через различные приложения.
Кроме этого Цукерберг снял с компании ответственность за сохранность личных данных пользователей, которые используют приложения для платформы от сторонних разработчиков. Теперь за их сохранность отвечают сами разработчики.
Сторонники конспирологии могут заподозрить негласную связь лидеров Stop Hate for Profit с Марком Цукербергом, уж очень удачно информационные поводы накладываются друг на друга. Впрочем, подтвержденных фактов об этом нет.
То, что известно о ситуации из открытых источников дает основания утверждать, что руководство Facebook мастерски использует сложившуюся ситуацию. Цукерберг провоцирует оппонентов, затягивает и обостряет конфликт. Например, пресс-служба компании разослала СМИ цитату главы компании, сказанную на закрытом совещании. Цукерберг сказал, что не станет менять политику из-за незначительного процента прибыли. Более того, он потролил лидеров Stop Hate for Profit, заявив, что рекламодатели, ушедшие из-за бойкота «скоро вернутся».
Встречи и переговоры с протестантами носят формальный характер. Последние очень обижены и наперегонки обвиняют Цукерберга в нежелании немедленно встать на тропу войны с обидчиками черных.
В результате, основное внимание инвесторов, специалистов и широкой публики приковано к экономически безобидному для компании бойкоту. Утечка данных, которая вновь могла бы стоить для Facebook миллиарды долларов, осталась в тени. Стечение обстоятельств оказалось настолько удачным, что если бы бойкота не было, то его стоило бы придумать.
Справка
Несмотря на скандалы, в 2018 году выручка Facebook выросла на 37%. В абсолютных цифрах она составила 55,8 млрд долларов. Выручка компании в 2019 году составила 70,7 млрд долларов.
Комментариев пока не было