Алгоритм против супервайзера: кто лучше строит маршруты
Итоги эксперимента с торговыми представителями в Москве
У нашего клиента N несколько сотен торговых представителей. Они ездят по маршрутам, которые вручную проложили супервайзеры. Всех всё устраивало, пока мы не решили выяснить — что изменится, если за дело возьмется система оптимизации.
Что за система
Разработка GROTEM, которая помогает управлять логистикой компаниям с выездными сотрудниками. Работает как самостоятельное решение или как подключаемый модуль других наших продуктов, в первую очередь — GROTEM / Agent для дистрибьюторов.
Алгоритм системы берёт в расчет множество параметров: пробки, время работы складов и магазинов, габариты грузов, приоритетность клиентов и даже срок годности товара.
Эксперимент
Мы использовали систему по минимуму. Фактически она решала классическую «задачу коммивояжера»: за секунды строила оптимальные маршруты, учитывая статистику пробок от «СитиГИД» и GPS-координаты торговых точек. Как показывает опыт, на первом этапе этого хватает большинству компаний.
Эксперимент длился неделю:
1. Взяли две группы торговых представителей на корпоративных автомобилях. В каждой группе 7 человек плюс супервайзер.
2. Все торговые представители ездят по плановым маршрутам в Москве — до 20 одних и тех же точек в день. С понедельника по пятницу.
3. Проанализировали маршрут каждого торгового представителя за рабочую неделю — плановый и оптимизированный. Смотрели на общее время работы, время в пути и пробег.
Что получилось
Во-первых, бросились в глаза странные треки торговых представителей с ненужными «петлями». Вот как один из них передвигался по «обкатанной» схеме и как бы он ездил по маршруту, составленному системой:
Через неделю оптимизации первая группа показала такие результаты:
У второй группы экономия после оптимизации не такая солидная. Похоже, супервайзер здесь более ответственный:
Общие результаты через неделю с оптимизацией:
- Длительность рабочего дня сократилась на 8%.
- Время в дороге уменьшилось на 35%.
- Пробег сократился на 39%.
Что это даёт
Только на бензине компания N сэкономит около 300 тыс. руб. в год на этих 14 торговых представителях. «Бензиновая» экономия на всех торговых представителях — 50 млн руб. Эти цифры понравились N, поэтому мы приступаем к полевым испытаниям.
Торговые тратят меньше времени на дорогу, значит, могут посещать больше точек. Или лучше выполнять свою работу в каждом магазине.
В эксперименте мы использовали базовые ограничения: пробки и время работы магазинов. Других ограничений просто не было, но чем их больше, тем выше долгосрочный эффект от оптимизации с помощью алгоритма. Особенно там, где маршруты каждый день разные.
Тоже хотите такой эксперимент? Напишите нам hello@grotem.com
Комментариев пока не было